Регистрация
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир
Николай Иванович Пирогов
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.olga-zakharova.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
кюар-код
Вельмова Светлана Петровна
Вишневская Гульнара Рустамовна
Погадаева Елена Анатольевна
Мельникова Валентина Яковлевна
Сейчас на сайте: 1

Закон об образовании

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об образовании в Российской Федерации

(извлечение)

Глава 1. Общие положения

Статья 2. Основные понятия

1) автономия образовательной организации – самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении образовательной деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации;

4) воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;

6) качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг,социальным и личностным ожиданиям человека;

9) образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; (для сравнения - 1992год: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов»).

11) образовательная организация – некоммерческая организация, основной (уставной) деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность;

12) образовательная программа – комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности;

13) образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность – утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики и организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и направленности в этой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и включающая в себя в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), календарный учебный график и другие материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы, воспитание и качество подготовки обучающихся;

17) образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) ведения профессиональной деятельности;

18) обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу;

26) примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и направленности, структурированные по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

3. В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного…

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

3. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,  обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

4. Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование…

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Статья 12. Образовательные программы

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке аккредитованными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учитываются соответствующие примерные основные образовательные программы.

Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом.

Статья 22. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме учреждения или автономной некоммерческой организации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы.

2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации.

Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования.

Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерацией собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями)), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотр и уход за детьми;

Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности и тип образовательной организации с учетом ее организационно-правовой формы.

6. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция,

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий по реализуемым ими основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья 32. Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность

3. Индивидуальная педагогическая деятельность осуществляется без лицензии.

4. Лицо, осуществляющее индивидуальную педагогическую деятельность, предоставляет до начала оказания образовательных услуг обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью.

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

  1. воспитанники – лица, осваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации, а также иные лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации

Статья 44. Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  1. дать ребенку дошкольное образование.;
  2. знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  3. знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  4. защищать права и законные интересы обучающихся;
  5. получать информацию обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения;
  6. принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Статья 51. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет.

3. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

1. Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.

2. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

4. Основные общеобразовательные программы реализуются дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями,  организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, осуществляющими лечение и (или) оздоровление детей.

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

2. Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

3. Органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Статья 65. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях

1. Реализация образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации может сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и режима дня.

2. За присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях с родителей (законных представителей) взимается устанавливаемая учредителем такой организации плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования осуществления присмотра и ухода за детьми в образовательной организации, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат.

За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.

4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, – на первого ребенка; 50 процентов – на второго ребенка; 70 процентов – на третьего ребенка и последующих детей.

Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

5. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статья 80. Дополнительное профессиональное образование

Программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям с учетом полученного ранее уровня профессионального образования.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Статья 93. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Государственная аккредитация проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты…

3. При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

6. Государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.

Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов.

10. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

 

Глава 15. Переходные и заключительные положения

 

Статья 112. Вступление в силу Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.

Статья 113. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

Типы образовательных учреждений, их деятельность в части реализации образовательных программ различного уровня и направленности, а также их уставы подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 января 2016 года.

Конвенция о правах ребенка в России на 2017 год

На 1 января 2017 года в России насчитывается около 30 миллионов несовершеннолетних, это примерно пятая часть всего населения страны. Все они нуждаются в опеке и защите, как со стороны родителей, так и со стороны государства. Российская Федерация заботится о молодом поколении и оберегает его интересы. Ежегодно издаются новые законы и постановления, направленные на поддержание малолетних и защиту. Создаются новые ведомства и организации, которые принимают живое участие в жизни семей. Основной документ, которым руководствуется государство – Конвенция ООН.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ в 2017 году

Одной из самых ключевых фигур в борьбе за права малолетних является уполномоченный по правам ребенка. Каждый субъект РФ имеет своего уполномоченного. Претендента на должность уполномоченного утверждает лично президент РФ. Данный статус дает лицу неприкосновенность. Уполномоченный по правам обязан:

  1. Осуществлять контроль по соблюдению всех нормативно-правовых документов, как внутренних, так и внешних, затрагивающих права несовершеннолетних.
  2. Координировать действия подконтрольных организаций и давать им рекомендации по соблюдению интересов несовершеннолетних.
  3. Уполномоченный может посещать и контролировать подчиняющиеся структуры.

Уполномоченный не может осуждать или привлекать к ответственности, но может вносить изменения в нормативные документы, выдвигать законодательные предложения, инициировать судебные разбирательства. В 2017 году уполномоченный при президенте по правам ребенка РФ озабочен, прежде всего, проблемами детей сирот, малолетних, воспитывающихся в неполных семьях или в непригодных условиях. Данным лицом готовится ряд законодательных нововведений, которые помогут улучшить материальный и социальный уровень самого уязвимого пласта населения. Конвенция ООН – базовый документ для уполномоченного в РФ.

Конвенция ООН о правах ребенка в России на 2017 год

Ратификация Конвенции ООН произошла в России в 1990 году. Принятие Конвенции Генеральной Ассамблеей ООН произошло на год раньше, 20 ноября 1989 года. Конвенция ООН зиждется на четырех базовых принципах:

  • отсутствие дискриминации;
  • право на сохранность жизни и достойное развитие;
  • уважительное отношение к взглядам и позициям;
  • максимальная защита интересов.

Конвенция — это не просто защита прав ребенка, но еще и залог социально-этического и морально-психологического развития подрастающего поколения.

Защита интересов и прав детей оставшихся без попечения родителей

Конвенция ООН координирует защиту интересов малолетних, которые остались без родителей. В первой части Конвенции статьи 20-21, прописываются положения о воспитании сирот. Упоминается их право воспитываться в специальных учреждениях, быть усыновленными, как в пределах страны, так и за ее рубежом, передаваться на воспитание в семьи. Усыновление несовершеннолетних проходит под жестким контролем государства и не ограничивается исключительно моментом передачи. Согласно ратифицированной Конвенции государство обязано осуществлять контроль над семьей, взявшей малыша на воспитание. Родители и попечители обязаны обеспечить ребенку достойный уровень жизни и развития, социализировать его, помочь ему познать мир и себя в этом мире, согласно Конвенции. Необходимо научить его базовым принципам, таким как равенство и уважение. Заложить в нем любовь к людям, природе и животным.

Принципы декларации прав ребенка

Все базовые моменты уложились в десять принципов декларации прав ребенка:

  1. Несовершеннолетние, вне зависимости от своей расовой принадлежности, вероисповедания, культурных и моральных ценностей, не могут быть попраны в своих правах.
  2. Все индивидуальны и должны развиваться морально, физически и духовно.
  3. При рождении они обязаны получить от родителей имя, а от государства – гражданство.
  4. Несовершеннолетние должны получать медицинское сопровождение в течение всего времени, начиная от зачатия. Особое внимание должно уделяться в подростковый период, для формирования здоровой психически и физически личности.
  5. Дети инвалиды окружаются особенной заботой.
  6. Право на любовь, как со стороны родителей, так и со стороны государства.
  7. Бесплатная учеба от государства и игровое обучение от родителей.
  8. При прочих равных условиях первостепенно помощь оказывается ребенку.
  9. Не применение физического, психологического, морального и сексуального насилия.
  10. Воспитание чувства равенства и взаимопонимания.

Как видно из краткого изложения принципов Конвенции, государство считает защиту малолетних приоритетной задачей страны в целом и семьи в частности.

Права и обязанности детей

Каждый человек обязан жить по определенному своду правил, для несовершеннолетних они тоже оговорены. Итак, ребенок имеет право на жизнь, здоровье, гражданство, образование, неприкосновенность личности, отдых, защиту чести и достоинства. В свою очередь он имеет и обязанности не только перед семьей, но и перед государством. Уважать права и свободу других граждан, учиться, овладевать навыками необходимыми для дальнейшей жизни, уважать своих родителей, соблюдать законы республики, руководствоваться моральными и этическими принципами.

Права и обязанности родителей

Перечень обязанностей у отца и матери несколько шире, чем у несовершеннолетних. Сюда входят следующие обязанности:

  • предоставить защиту ребенку, как физическую, так и моральную;
  • соблюдать закон РФ и правила международных положений и протоколов в области развития несовершеннолетних;
  • обеспечить обучение в школе, училище, техникуме или ВУЗе;
  • любить и уважать своих чад;
  • развивать несовершеннолетнего в соответствии с его возможностями и способностями;
  • обеспечить ему гарантии нормальной жизни;
  • семья обязана играть со своим чадом, обучать малышей в игровой форме;
  • принимать мнение несовершеннолетнего и одобрять его благие стремления.

Перечислять обязанности родителей можно бесконечно. В свою очередь взрослых несовершеннолетние должны уважать, поддерживать и любить. На официальном сайте уполномоченного в РФ можно посмотреть презентацию о защите прав и интересов несовершеннолетних, скачать брошюры, разъясняющие основные правовые положения малолетних по Конвенции ООН. На сайте уполномоченного можно обратиться напрямую к уполномоченному или написать письмо президенту РФ.